Программа по русской словесности Истоки

Программа по русской словесности. Истоки

Главная задача обучения словесности – учить школьников соотносить грамматические правила с настоящим искусством слова, научить любить русский язык!

«Истоки» - это стратегическая программа развития социокультурного пространства России на 50 лет.

Программа исходит из признания приоритета устойчивых духовно-нравственных ценностей в качестве важнейшей отечественной традиции, лежащей в основе преемственности поколений.

Учебный курс «Истоки», разработанный и апробированный в течение шестнадцати лет в учреждениях дошкольного образования, начальной и основной школы до 9 класса основной школы включительно (в настоящее время разрабатывается комплект материалов для 10-11 классов), реализуется в пятидесяти девяти регионах Российской Федерации.

Программа «Воспитание на социокультурном опыте» разработана и апробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы, предназначена для внеурочной и внеклассной  работы.

Отечественное Истоковедение развивается шестнадцать лет. В настоящее время оно системно, под руководством региональных органов образования, реализуется в Вологодской, Костромской, Калининградской, Нижегородской областях, Ханты-Мансийского АО, Республике Саха (Якутия), Чувашской Республике, а также еще в 52 регионах России в рамках муниципальных образовательных систем и отдельных образовательных учреждений.

Издано 9 учебников в комплекте с рабочими тетрадями тиражом более 750 тысяч экземпляров, а также более 100 наименований учебно-методических пособий.

В 2005 году программа получила Государственную премию Вологодской области по образованию, а в 2007 – удостоена награды Третьего Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы «Малая Родина» Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Цель курса – ввести в образовательное пространство российской школы систему идеалов, ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры и российской цивилизации. Построить на них основу всех воспитательной работы.

В начальном звене «Истоки» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. В среднем звене акцент делается на устойчивых идеалах, формах и нормах социокультурной практики, которые веками придавали российской цивилизации стабильность, преемственность, уникальность и самобытность.

В начальной школе дети подводятся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры, как СЛОВО, ОБРАЗ, КНИГА. Происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды, а  также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом, деревня, город), РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ (лес, нива и поле, река, море-океан, путь-дорога), ТРУД ЗЕМНОЙ (сев и жатва, братья меньшие, ткачихи-рукодельницы, мастера-плотники, кузнецы-умельцы, ярмарка), ТРУД ДУШИ (слово. сказка, песня, праздник, книга, икона, храм), а затем акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека: ВЕРА (вера, верность, правда, честь), НАДЕЖДА (надежда, согласие, терпение, послушание), ЛЮБОВЬ (любовь, доброта, милосердие,  раскаяние), СОФИЯ (ум и разум, знания и мудрость, премудрость). Заканчивается начальная школа знакомство с истоками традиций в нашей культуре как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА (первые образы, священные образы, светлые образы), ТРАДИЦИИ СЛОВА (священные слова, сердечные слова, честные слова), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (труд служение, творчество, традиции праведного дела), ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (праздники народные, семейные, государственные, церковные).

В средней школе (начиная с 5-го класса) дети подводятся к пониманию важнейших идеалов отечественной духовности и культуры. Каждый идеал представлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления выдающегося памятника или явления: СОХА и ТОПОР (идеал артельного, общинного труда), КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ (идеал лада, согласного жизненного уклада), СОЛОВКИ (идеал духовного преображения), ПОКРОВА на НЕРЛИ (идеал меры и гармонии), «ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА (идеал единения на основе любви и согласия), МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ (идеал державности, государственности), ЛЕТОПИСИ (идеал исторической мудрости).

Чуть позже (в 6-ом классе)  в центре внимания будут находиться просторы Малой Родины и всего Отечества, а также ритмы времени, в котором протекает повседневность российской цивилизации. В теме СЛОВО и ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА подростки учатся раскрывать глубинные смыслы таких понятий, как Отечество, столица, края и земли Отечества, его рубежи и пределы. В теме СЛОВО и ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ представлены организации и «коды» пространства русского города и деревни, памятных и приметных мест. В разделе СЛОВО и ОБРАЗ ВРЕМЕНИ осмысливаются понятия век и год, жизненный и годичный круги в жизни человека, седмица и день, час и миг.

Далее  (в 7-ом классе) речь пойдет о высоком назначении ведущих и традиционных видах человеческой деятельности: ТРУД (земледелие, ремесло, торговля и предпринимательство), СЛУЖЕНИЕ (воинское, духовное, просветительское, государственное) и ТВОРЧЕСТВО (научное, художественное, техническое и др.). Дети подводятся к пониманию того, что в каждом из видов полезной деятельности есть высокий смысл и высокая миссия, открывающая в человеке дар СО-ТВОРЧЕСТВА в становлении человеческой цивилизации.

В 8-ом классе речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы, как ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА (дух творчества, его языки, мотивы), ИСТОКИ ОБРАЗА (образы мира Божественного, природного и человеческого), ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя).

В 9-ом классе представлены различные ПУТИ к ИСТИНЕ, по которым шли, ошибались и все-таки находили их наши далекие и недавние предки.

 

 





 

Наверх